Елена Михалкова "Тот, кто ловит мотыльков"

Елена Михалкова "Тот, кто ловит мотыльков"

Прочитав книгу Елены Михалковой «Тот, кто ловит мотыльков», я неожиданно поняла, как сильно соскучилась по детективам с классическим расследованием убийства.

Полки магазинов ломятся от новинок, которые  только называются детективами, но на самом деле всего лишь маскируются под них. Это истории, закрученные вокруг убийства, но не имеющие никакого отношения к жанру. Бывает так, что автор придумывает  один впечатляющий поворот, который поражает наше воображение и заставляет ахнуть от неожиданности. Но, как начинающий цирковой артист, он при этом еще не умеет держать равновесие, и блестящая сюжетная находка меркнет перед чередой несоответствий и слабостью мотивации.

 

И как же приятно прочитать детектив, принадлежащий перу профессионала, написанный вдохновенно и точно, детектив с интригующим сюжетом, который отлично выстроен и нигде не провисает и не проседает.

 

В книге «Тот, кто ловит мотыльков» есть настоящее полноценное расследование –  кропотливое, со всеми деталями, построением версий, с целым букетом подозреваемых, когда ты вместе с автором собираешь крошечные винтики и гаечки и размышляешь, куда их пристроить. Главные герои, частные детективы Макар Илюшин и Сергей Бабкин -  сквозные персонажи. В этот раз они расследуют исчезновение состоятельной предпринимательницы Оксаны Баренцевой, которая не вернулась в свой коттедж в подмосковном поселке. Сыщикам приходится иметь дело с целым домом свидетелей - сестрой, мужем, двоюродным братом, подругой, кухаркой, домработницами, горничными…  И вот тут мне хочется отметить один факт. На мой взгляд, у автора, как у каждого из героев «Марвеловской вселенной», есть своя  суперспособность. У Елены Михалковой – это мастерское представление своих персонажей. Я имею в виду не только яркое и запоминающееся знакомство с новым героем. («Перед ним стоял умный, грустный, как будто на всю жизнь огорчившийся человек»). Но еще и то, как виртуозно автор этого героя по ходу сюжета раскрывает, какую умеет показать глубину, даже если речь идет о мелкой душонке. Практически тургеневский «скрытый психологизм» - формировать образ персонажа, не оценивая его; через поступки, диалоги и внутренние монологи.

И еще речь! Каждый персонаж со своей собственной манерой общения, лексиконом, любимыми словечками. Разве можно не влюбиться в повариху, восторгающуюся своей пропавшей хозяйкой. Макар обратил внимание на ее мягкие ортопедические тапочки. «Это мне она купила, Оксана, - сказала Мирчева, заметив его изучающий взгляд, и подняла левую ногу. – Ать! Видал, какая подошва? Я в них у плиты три часа могу крутиться, и ничего! Хошь – на балу отплясывай, хошь – лезь на Эверест! А! Понял! И ни одна коленочка не разваливается. Оксаночка Ивановна заказала мне! Прямо сюда приехал мужчинка, ласковый такой, сладенький, как леденчик! – Она облизнулась. – Выгрузил из багажника двадцать коробок. Может, и все тридцать! – Она презрительно взглянула на него, не верящего в такое богатство исключительно по нищете своей души и ничтожности опыта». Разве такой персонаж может забыться?

Композиция книги довольно необычна,  потому что нам предлагают не одно расследование, а два. Основное действие происходит в Москве, где частные сыщики методично, профессионально делают свое дело, выводя преступника на чистую воду. Второе же расследование ведет Маша, жена Сергея, которая отправилась в деревню по просьбе давней знакомой, чтобы, пока та в отъезде, присмотреть за ее курятником. Атмосфера полузаброшенной Таволги порой напоминает бунюэлевский абсурд, деревня будто погружена в зловещий туман, и Маша практически сразу чувствует неладное. Неосознанная тревога постепенно нарастает. У каждого здесь свой скелет в шкафу, и никто не хочет, чтобы дверцу шкафа открыли. Один из местных жителей принимает Машу за  женщину, которая некоторое время назад ушла в лес и не вернулась. И дом этой женщины, брошенный и страшный, становится незримым центром весьма мрачной фантасмагории.

В щель между досками, которыми были заколочены окна дома пропавшей, Маша увидела живой цветок - это была герань в горшке. Зеленеющая герань в обезлюдевшем доме, на котором висит ржавый замок, «похожий на дохлую черепаху». Чем глубже Маша погружается в дела деревенских старожилов, тем страшнее ей становится. В конце концов, она понимает, что сунула палку в осиное гнездо, а ее жизни угрожает реальная опасность. Но дело нужно довести до конца - она уже дернула за кончик нитки, и клубок событий начал стремительно разматываться.

Главы, рассказывающие о сыщиках и Маше, чередуются, как вдох и выдох – трезвая атмосфера московского расследования сменяется давящей неопределенностью и таинственностью, царящими в Таволге. В конечном итоге под историями двух исчезнувших женщин будет подведена черта, и для обеих найдётся общий знаменатель, который эмоционально объединит оба преступления.

История получилась длинной, интересной, со множеством «крючков», на которые ловится хороший читатель. Всем, кто любит «чистый» детектив, несомненно, рекомендую его прочитать.

И напоследок скажу вот что. Мне кажется, у всякого автора есть своя важная тема, которая спрятана «под кожей» произведения. Лично для меня главная тема Елены Михалковой, главный вопрос, скрытый в ее книгах, звучит примерно так:

В каждом человеке – тайна, свет и тьма, и если капля зла или соблазна упадёт в этот сосуд, помутнеет ли его содержимое?

Назад
© 2006-2024, «Галина Куликова»
Использование материалов сайта разрешено только с предварительного согласия правообладателя